ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ ДОМАШНИХ СОБАК, КОШЕК

 

В соответствии с Правилами содержания домашних собак, кошек, а также отлова безнадзорных животных в населенных пунктах Республики Беларусь, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.06.2001 № 834, (далее – Правила) домашние собаки, кошки подлежат регистрации в течение 3 дней со дня приобретения. Щенки и котята должны быть зарегистрированы в возрасте от 3 до 3,5 месяцев;

 

Разрешается содержать не более двух животных (собак, кошек) в занимаемой одной семьей отдельной квартире многоквартирного жилого дома. В квартире, где проживает несколько нанимателей (собственников), не более одного животного (собак, кошек) на семью нанимателя (собственника) при согласии всех несовершеннолетних граждан, проживающих в квартире.

 

ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ СОБАК, КОШЕК В Г.МИНСКЕ

ВЛАДЕЛЬЦУ ЖИВОТНОГО НЕОБХОДИМО:

 

1. Обратиться в ГП ЖЭУ района г.Минска по месту жительства (в  случае содержания домашнего животного в секторе многоквартирной жилой застройки на территории г. Минска) либо товарищество собственников (ЖСПК) (в случае содержания домашнего животного в квартире многоквартирного жилого дома, находящемся на самообслуживании).

2. Заполнить заявление;

3. Иметь при себе паспорт или иной документ, удостоверяющий личность владельца собаки, кошки;

4. Удостоверение (справка) о прохождении владельцем собаки обучения на курсах по разведению, содержанию и уходу за собаками – для регистрации собак потенциально опасных пород;

5. Согласие всех совершеннолетних граждан, проживающих в квартире, если в ней проживает несколько нанимателей (собственников).

 

При регистрации собак, кошек их владельцам выдается регистрационное удостоверение и жетон установленного образца, который должен быть постоянно прикреплен к ошейнику животного.

В соответствии с п.п. 5.3. Правил, содержать незарегистрированных животных ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

Владельцы собак, в соответствии с п.п. 4.6. Правил, обязаны своевременно вносить установленные для владельцев собак сборы.


Владельцы собак часто обращаются в организации ЖКХ по вопросам обустройства мест для выгула питомцев за свои средства ‼️

Алгоритм действий

🔸Собрать подписи инициативных жителей, выразивших согласие финансово поучаствовать в обустройстве площадки.

🔸Обратиться в администрацию района проживания с соответствующим письмом и приложением подписей инициативных жителей.

🔸Администрация в установленном порядке определяет место расположения площадки и заказчика по выполнению работ.

🔸Заказчик за счет средств жителей проводит процедуру по выбору подрядной организации для разработки проектно-сметной документации (далее - ПСД).

🔸После разработки ПСД Заказчик проводит процедуру по выбору подрядной организации (исполнителя) на выполнение строительно-монтажных работ согласно ПСД. Обращаем внимание!

📍Обустроенной площадкой могут пользоваться все желающие, так как данные сооружения размещаются на землях общего пользования


Рекомендуемый перечень видов работ по уборке придомовой территории в зимний период:

🔻уборка рыхлого снега – не реже 1 раза в сутки (в дни снегопадов)

🔻очистка от уплотненного снега – не реже 1 раза в сутки

🔻очистка от плотного снега – по мере необходимости

🔻очистка от наледи и льда – по мере необходимости

🔻очистка от снега и наледи при механизированной уборке – по мере необходимости

🔻транспортировка и посыпка противогололедными средствами - по мере необходимости

🔻уборка тротуаров после очистки кровель от снега и наледи – по мере необходимости

🔻уборка газонов от случайного мусора при отсутствии снега – ежедневно

🔻уборка газонов от случайного мусора - 1 раз в неделю

🔻очистка урн от мусора - 1 раз в 2 дня


Об уборке придомовой территории и оплате данных работ.

Поддержание и восстановление санитарного и технического состояния придомовой территории многоквартирного жилого дома осуществляются за счет средств бюджета города Минска.

Таким образом, плата за поддержание и восстановление санитарного и технического состояния придомовой территории многоквартирных жилых домов, находящихся на обслуживании в КУП ЖКХ районов г.Минска, населению в извещение не выставляется. ‼️Исключение составляют придомовые территории в границах земельных участков, предоставленных в пользование (аренду) организациям собственников (ТС и ЖСПК).

В данном случае поддержание и восстановление санитарного и технического состояния придомовой территории в границах земельных участков осуществляются ТС и ЖСПК за счет собственных средств.


Какая должна быть температура в квартирах?

В соответствии с Санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами «Требования к устройству, оборудованию и содержанию жилых домов», утвержденными Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20 августа 2015 г. № 95, температура воздуха в жилых помещениях должна составлять +18-+24˚С.

Следует отметить при этом, что регламентирована температура воздуха именно в помещении, а не на поверхности отопительных приборов. Например, при температуре наружного воздуха +7°С и выше, теплоноситель в обратном трубопроводе должен иметь температуру +35-36°С, т.е. температура батареи будет приближена к температуре тела человека и может казаться, что она совсем холодная, но при этом температура в помещении будет соответствовать норме.


Почему в квартирах  холодно, хотя на улице плюсовая температура?

Использование систем автоматического регулирования расхода тепловой энергии на отопление позволяет поддерживать температуру воздуха в жилых помещениях жилищного фонда в пределах социального стандарта в зависимости от температуры наружного воздуха.

В жилых домах, оснащенных системами автоматического регулирования тепловой энергии, за температуру теплоносителя в отопительных приборах отвечают датчики температуры наружного воздуха. Если на улице тепло, то температура теплоносителя понижается автоматически. Если холодно, соответственно, повышается. Бывает, что на улице сильный ветер, но датчики на это не реагируют, и в квартирах температура остается прежней. В данной ситуации наиболее уязвимыми являются угловые квартиры.

Для сохранения тепла и уменьшения оплаты за отопление необходимо

  • Утеплить квартиру, чтобы снизить ее теплопотребление;
  • Утеплить дверные и оконные проемы специальным уплотнителем;
  • Закрывать окна и двери в подъезде. Если будет тепло на лестничной площадке, теплее будет и в Вашей квартире;
  • Приоткрытые в течение долгого времени окна и форточки ведут к существенным потерям тепла. Лучше проветривать чаще, но в течение нескольких минут и при широко открытом окне или форточке;
  • Длинные занавески на окнах, неудачно расставленная мебель, сушилки с бельем и т.п. могут поглощать до 20% тепла. Открытые же радиаторы позволяют теплу беспрепятственно распространяться по помещению;

 


 

Что делать, если в квартире жарко или холодно?

Если в квартире температура воздуха составляет ниже +18˚С, необходимо обратится в единую диспетчерскую службу по телефону 115 и к Вам будут направлены специалисты из жилищно-эксплуатационной службы для замера температуры. Если температура действительно недотягивает до нормативов, то примут меры к ее повышению и выполнят перерасчет за недостающие «градусы». 

Если к Вам придут из КУП ЖЭУ замерять температуру в квартире, то будьте готовы к тому, что температура на вашем домашнем градуснике может не совпасть с показаниями термометра комиссии. Температуру необходимо замерять в середине комнаты на высоте 1 м от пола. Если ваш градусник, который висит на стене у окна, показывает +16°С, то в середине комнаты вполне могут «набежать» нормативные +18°С тепла. Необходимо учитывать то, что повышение температуры в отдельно взятом жилом помещении всего на один градус требует увеличение расхода теплоэнергии на 6 процентов. Например, если в квартире не +18, а +23, то перерасход составит 30 процентов.

Что делать, если в квартире жарко? В случаях так называемых «перетопов», термометр может в квартире поднимается выше отметки +24°С, необходимо обратиться в единую диспетчерскую службу по телефону 115 и оставить заявку для снижения температуры отопления. Использование систем автоматического регулирования расхода тепловой энергии на отопление позволяет поддерживать температуру воздуха в жилых помещениях жилищного фонда в пределах социального стандарта в зависимости от температуры наружного воздуха.

 


 

Перепланировка и переустройство - довольно распространенное явление, особенно в новом жилом фонде. Зачастую жильцы забывают, что в определенных случаях при перепланировке и (или) переустройстве необходимо получать согласование (разрешение) исполкомов. В случае отсутствия данного согласования (разрешения) обслуживающая организация, в том числе ТС, обязана предпринять меры по привлечению виновных лиц к административной ответственности

 

Условия и порядок переустройства и (или) перепланировки

 

Порядок осуществления переустройства и перепланировки жилых и (или) нежилых помещений установлен Положением об условиях и порядке переустройства и (или) перепланировки, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.05.2013 № 384 (далее – Положение).

 

Что запрещается при перепланировке и переустройстве?

Согласно Положению перепланировкой является изменение планировочных решений жилого и (или) нежилого помещений в процессе выполнения ремонтно-строительных работ, переустройством - изменение инженерных систем (демонтаж, установка, замена или перенос инженерных сетей, электрического, санитарно-технического или иного оборудования) в жилом и (или) нежилом помещениях и (или) конструктивных элементов в процессе выполнения ремонтно-строительных работ.

В соответствии с Положением запрещаются переустройство и (или) перепланировка:

- с нарушением строительных, противопожарных, санитарно-эпидемиологических требований, законодательства о культуре, архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;

- приводящие к снижению несущей способности грунтов оснований фундаментов, конструкций фундаментов, колонн, стен, балок, перекрытий, опор, кровель, а также нарушению гидро-, паро-, тепло- и звукоизоляции, био- и огнестойкости несущих и ограждающих конструкций;

- влекущие за собой нарушение режима работы систем дымо- и газоудаления, а также нарушение и ухудшение параметров работы инженерно-технического оборудования дома или отдельных помещений;

- вентиляционных шахт и каналов;

- балконов и лоджий в отапливаемые помещения;

- связанные с устройством жилых помещений без естественного освещения, а также с установкой перегородок, попадающих в оконные проемы;

- связанные с установкой дополнительного оборудования центрального отопления, горячего водоснабжения и электротехнического оборудования, если это повлечет превышение проектных расчетных инженерных нагрузок на одно помещение;

- с изменением архитектурного и цветового решения фасада жилого дома;

- ведущие к снижению эксплуатационной пригодности конструкций жилого дома;

- если жилой дом в установленном порядке признан не соответствующим установленным для проживания санитарным и техническим требованиям и не подлежит восстановлению.

 

Что относится к работам по переустройству и (или) перепланировке?

К работам по переустройству и (или) перепланировке относятся:

  • замена или перенос систем газоснабжения, центрального отопления, мусороудаления, газоудаления;

  • устройство гидро-, паро-, тепло- и звукоизоляции;

  • изменения в несущих конструкциях;

  • изменение площади, количества жилых комнат и подсобных помещений в квартире за счет разборки существующих и (или) устройства новых перегородок;

  • изменение площади и количества помещений в изолированных нежилых помещениях за счет разборки существующих и (или) устройства новых перегородок;

  • устройство, увеличение проемов в ненесущих стенах и перегородках.

Иные работы не являются работами по переустройству и (или) перепланировке.

 

Для каких работ требуется согласование (разрешение) исполкома?

Переустройство и (или) перепланировка производятся после получения согласования (разрешения) районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе (далее - местный исполнительный и распорядительный орган) по месту нахождения жилого и (или) нежилого помещений.

Согласование (разрешение) местного исполнительного и распорядительного органа, а также разработка проектной документации требуются для проведения следующих работ по переустройству и (или) перепланировке:

  • замена или перенос систем газоснабжения, центрального отопления, мусороудаления, газоудаления;

  • устройство гидро-, паро-, тепло- и звукоизоляции;

  • изменения в несущих конструкциях.

Согласование (разрешение) местного исполнительного и распорядительного органа без разработки проекта требуется для проведения следующих работ по переустройству и (или) перепланировке:

  • изменение площади, количества жилых комнат и подсобных помещений в квартире за счет разборки существующих и (или) устройства новых перегородок;

  • изменение площади и количества помещений в изолированных нежилых помещениях за счет разборки существующих и (или) устройства новых перегородок;

  • устройство, увеличение проемов в ненесущих стенах и перегородках.

В каком порядке принимаются работы по переустройству и (или) перепланировке?

Завершение работ по переустройству и (или) перепланировке подтверждается актом приемки выполненных работ по переустройству и (или) перепланировке жилого помещения, нежилого помещения по форме, утверждаемой Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь.

В состав приемочной комиссии входят подрядчик и (или) инициатор либо их представители, а также представители организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющей жилищно-коммунальные услуги, местного исполнительного и распорядительного органа, администрации парка на территории индустриального парка и при необходимости разработчик проектной документации и представитель организации, осуществляющей технический надзор. В состав приемочной комиссии по согласованию с другими организациями и органами государственного надзора могут быть дополнительно включены их представители.

 

Руководителю на заметку:

В состав приемочной комиссии в обязательном порядке должен входить председатель ТС как представитель организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющей жилищно-коммунальные услуги.

 

Можно ли получить согласование (разрешение) исполкома на самовольное переустройство и (или) перепланировку?

 

Гражданин, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществившие самовольные переустройство и (или) перепланировку, обязаны получить согласование (разрешение) местного исполнительного и распорядительного органа, администрации парка на территории индустриального парка таких переустройства и (или) перепланировки.

Согласование (разрешение) самовольных переустройства и (или) перепланировки выдается в случае, если переустройство и (или) перепланировка не влияют на безопасность эксплуатируемого здания и выполнены в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов, что подтверждается техническим заключением.

 

Руководителю на заметку:

В случае отказа исполкома, администрации парка на территории индустриального парка в согласовании (разрешении) самовольных переустройства и (или) перепланировки жилое и (или) нежилое помещения в срок, установленный исполкомом, администрацией парка на территории индустриального парка, приводятся в прежнее состояние лицом, осуществившим самовольные переустройство и (или) перепланировку, или за его счет по решению исполкома, администрации парка на территории индустриального парка.

 

Восстановительные работы по приведению жилого и (или) нежилого помещений в прежнее, до проведения самовольных переустройства и (или) перепланировки, состояние производятся в соответствии с порядком производства и приемки работ по переустройству и (или) перепланировке, установленным Положением.

 

Какая ответственность наступает за самовольное переустройство и (или) перепланировку?

 

Гражданин, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществившие самовольные переустройство и (или) перепланировку, несут ответственность в соответствии с законодательными актами.

Согласно пункту 16 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2013 № 399 (далее – Правила пользования), гражданам и организациям в жилом доме запрещаются:

  • переоборудование и реконструкция вентиляционных шахт и каналов;

  • самовольное выполнение работ, связанных с изменением архитектурно-планировочных решений зданий, жилых и вспомогательных помещений или влияющих на несущую способность конструкций зданий, в том числе устройство погребов и других помещений под балконами и лоджиями, в подвалах и технических подпольях, на этажах многоквартирных жилых домов;

  • самовольные переустройство и (или) перепланировка.

Нарушение вышеуказанных норм влечет ответственность в соответствии с законодательством.

 

Справочно:

В силу статьи 22.12 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) проведение работ по переустройству и (или) перепланировке в жилых домах в выходные и праздничные дни, создающих шум или вибрацию, а равно проведение таких работ в период с 19 до 9 часов в рабочие дни влекут наложение штрафа в размере от 4 до 10 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - от пяти до двадцати пяти базовых величин.

Нарушение правил пользования жилыми помещениями (за исключением действий, указанных в частях 1 - 3 настоящей статьи), содержания жилых, подсобных и вспомогательных помещений жилого дома (за исключением платы за техническое обслуживание жилых помещений и пользование ими, за коммунальные услуги, оказываемые населению, отчислений на капитальный ремонт), общего имущества в жилых домах государственного и частного жилищных фондов, конструктивных элементов и инженерных систем либо самовольные переустройство и (или) перепланировка жилых и (или) нежилых помещений, в том числе инженерных систем, без изменения несущей способности конструкций, а также использование не по назначению жилых помещений, пригодных для проживания, влекут наложение штрафа в размере до 20 базовых величин, а на юридическое лицо - от 30 до 60 базовых величин.

Самовольные переустройство и (или) перепланировка жилых и (или) нежилых помещений, приведшие к снижению несущей способности конструктивных элементов здания, а также переоборудование и реконструкция вентиляционных шахт и каналов влекут наложение штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин, а на юридическое лицо - от 50 до 70 базовых величин.

Кто может быть привлечен к административной ответственности за самовольную перепланировку или переустройство?

Субъектом административного правонарушения является физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, а также юридическое лицо, как правило, собственники, наниматели жилых (нежилых) помещений.

Важными составляющими для привлечения виновного лица к ответственности являются своевременное выявление правонарушения, фиксация доказательств, а также надлежащее оформление необходимых документов для передачи дела на рассмотрение уполномоченному органу.

 

В какие сроки и кто вправе составлять протокол об административном правонарушении?

 

Законом установлены сроки давности для привлечения лица к административной ответственности, по истечении которых лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

Так, согласно статье 7.6 КоАП за совершение вышеуказанных правонарушений лицо может быть привлечено к административной ответственности в течение двух месяцев с момента их совершения.

 

Руководителю на заметку:

Если будет установлено виновное лицо, надлежащим образом оформлены документы, но к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении истечет установленный срок, производство по делу будет прекращено на основании пункта 3 части первой статьи 9.6 ПИКоАП.

 

Протокол об административном правонарушении в обязательном порядке должен быть составлен уполномоченным лицом. В соответствии со статьей 3.30 ПИКоАП к уполномоченным должностным лицам, имеющим право составлять протоколы по частям 3-5 статьи 22.12 КоАП за нарушение правил пользования жилыми помещениями, относятся должностные лица администраций районов в городах, организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих коммунальные услуги, в том числе должностные лица ТС. Как правило, такими лицами являются председатели правлений товариществ собственников.

 

Что делать, если собственник отказывает в предоставлении доступа в помещение?

Незаконная перепланировка может быть выявлена в ходе осмотра жилого помещения работниками организаций, осуществляющих эксплуатацию жилого дома и/или предоставляющих коммунальные услуги, в том числе ТС. Осмотр может быть проведен по жалобе соседей, а также в рамках проведения планового осмотра жилых помещений.

 

Справочно:

Согласно нормам статьи 26 Жилищного кодекса Республики Беларусь, подпункта 7.7 пункта 7 Правил пользования обеспечивать доступ в занимаемые ими или находящиеся в их владении и пользовании жилые и (или) нежилые помещения работникам организаций для проверки соответствия жилого помещения установленным для проживания санитарным и техническим требованиям, проведения ремонтных работ в случае необходимости, снятия показаний приборов индивидуального учета расхода воды, тепловой и электрической энергии, газа, приостановления предоставления некоторых видов коммунальных услуг в случае их неоплаты, а также проведения осмотров, в том числе в целях подтверждения фактов самовольных переустройства и (или) перепланировки

При этом, должны быть соблюдены требования статьи 8 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг», регламентирующей процедуру попадания в занимаемое потребителем жилое (нежилое) помещение, которая в себя включает, в частности информирование не позднее чем за один день о дате и времени намеченного осмотра, имени и должности (профессии) работников исполнителя, которым поручено производить осмотр. При посещении жилого помещения работник исполнителя, в том числе товарищества собственников, обязан предъявить документ (удостоверение), подтверждающий его право действовать от имени организации. Исключение из данного правила составляют случаи ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, когда данные формальности могут быть не соблюдены либо соблюдены частично.

 

В случае отказа собственника, нанимателя жилого помещения в предоставлении доступа в помещение организации, осуществляющие эксплуатацию вашего дома и/или предоставляющие коммунальные услуги, в том числе ТС, вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении доступа в жилое помещение.

 

Какие действия должен предпринять председатель правления ТС при выявлении незаконной перепланировки?

 

По факту незаконной перепланировки председателю правления ТС необходимо составить протокол об административном правонарушении, установив лицо, совершившее данное правонарушение.

В первую очередь, следует зафиксировать факт незаконной перепланировки, то есть установить факт совершения правонарушения. Это могут быть объяснения самого правонарушителя; показания свидетелей; вещественные доказательства, то есть предметы, сохранившие на себе следы правонарушения, возможно, средства видео-, фотофиксации административного правонарушения. Однако необходимо помнить, что они должны быть получены в установленном законом порядке и с достоверностью свидетельствовать о совершенном административном правонарушении.

Собранные по делу доказательства, а также данные о личности правонарушителя должны быть отражены в протоколе об административном правонарушении.

Руководителю на заметку:

В протоколе об административном правонарушении должны быть отражены время и место совершения административного правонарушения, а также действия и бездействия, в результате которых оно было совершено. В обязательном порядке должен быть указан акт законодательства, который нарушен, а также нормы статей КоАП, устанавливающие ответственность за совершенное деяние.

 

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, должно быть ознакомлено со своими правами, что необходимо зафиксировать его подписью в самом протоколе об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении должен быть подписан как лицом, его составившим, так и правонарушителем. В протоколе должны содержаться дата его составления и другие сведения, предусмотренные статьей 11.24 ПИКоАП.

Руководителю на заметку:

Необходимо помнить, что протокол об административном правонарушении является одним из основополагающих доказательств в административном процессе и от того, насколько грамотно он составлен, зависит дальнейший ход дела. Ненадлежащее оформление протокола об административном правонарушении может повлечь возврат дела об административном правонарушении органу, ведущему административный процесс и направившему дело об административном правонарушении для рассмотрения, для устранения недостатков.

 

Обязанность доказывать виновность лица, в отношении которого ведется административный процесс, возлагается на должностное лицо органа, ведущего административный процесс. Лицо, в отношении которого ведется административный процесс, не обязано доказывать свою невиновность.

Обстоятельства, излагаемые в протоколе об административном правонарушении, в постановлении о наложении административного взыскания, не могут основываться на предположениях.

После составления протокола об административном правонарушении материалы должны быть направлены в суд.

***

В заключение необходимо отметить, что в случае, если собственник жилого помещения в добровольном порядке не выполнит обязанности по приведению жилого помещения в первоначальное состояние или не узаконит самовольно переустроенное и перепланированное жилое помещение в соответствии с требованиями законодательства, организация, осуществляющая эксплуатацию жилищного фонда, вправе обратиться в суд с иском о понуждении собственника к выполнению данной обязанности.


Проведения работ по тепловой модернизации жилых домов с долевым участием граждан

В целях повышения комфортности проживания, качества оказания жилищно-коммунальных услуг, создания условий для реализации мероприятий, направленных на эффективное и рациональное использование тепловой энергии, в настоящее время в Республике Беларусь разработан проект Указа Президента Республики Беларусь «О повышении энергоэффективности многоквартирных жилых домов» (далее – проект Указа). В настоящее время проект Указа внесен на рассмотрение в Совет Министров Республики Беларусь.

Реализация энергоэффективных мероприятий в многоквартирных жилых домах направлена на достижение удельного расхода тепловой энергии жилого дома на отопление и вентиляцию (далее – удельный расход тепловой энергии) не более 90 кВтч/м2 в год (класс энергоэффективности «В»).

В перечень энергоэффективных мероприятий входит тепловая модернизация (утепление конструктивных элементов здания: стены, крыша, чердачное перекрытие, перекрытие над подвалом и другие).

Проектом Указа предусматривается возмещение затрат потребителями в виде платы за реализацию энергоэффективных мероприятий в многоквартирном жилом доме.

При выполнении работ и снижении удельного расхода тепловой энергии на 50% и более утепление жилого дома жилищного фонда будет проводиться с участием финансовых средств граждан и при государственной поддержке (вариант 50/50).

При выполнении работ и снижении удельного расхода тепловой энергии до 30% и более утепление жилого дома будет проводиться с участием финансовых средств граждан и при определенной государственной поддержке (вариант 70% население, 30% бюджет).

Возмещение затрат предусмотрено осуществлять на основании платежного документа путем внесения платы на специальные счета, открываемые Минским горисполкомом: собственниками жилых помещений, за исключением жилых помещений, находящихся в республиканской или коммунальной собственности, членами организации застройщиков ежемесячно равными долями в течение 10 лет с месяца, следующего за месяцем по итогам подписания актов выполненных строительно-монтажных работ по реализации энергоэффективных мероприятий. собственниками нежилых помещений в полном размере в течение 3лет по итогам подписания актов выполненных строительно-монтажных работ по реализации энергоэффективных мероприятий.

При этом собственники вправе исполнить обязательства по возмещению затрат досрочно.

Размер затрат, приходящихся на собственника, определяется соразмерно доле, общей площади принадлежащих собственнику жилых и (или) нежилых помещений многоквартирного жилого дома.

Сумма платы, вносимая в соответствии с платежным документом собственниками, членами организации застройщиков ежемесячно, учитывается при расчете безналичных жилищных субсидий в течение периода, указанного в договоре по реализации энергоэффективных мероприятий в многоквартирном жилом доме.

Решение о проведении энергоэффективных мероприятий принимается на общем собрании участников совместного домовладения, (далее – общее собрание собственников).

Указанное решение считается принятым, если на общем собрании участников совместного домовладения или членов товарищества собственников, организации застройщиков за его принятие проголосовали две трети участников совместного домовладения или членов товарищества собственников, членов организации застройщиков и собственников объектов недвижимого имущества, не являющихся членами организации застройщиков, от общего количества участников совместного домовладения или членов товарищества собственников, организаций застройщиков и собственников объектов недвижимого имущества, не являющихся членами организации застройщиков, и является обязательным для исполнения всеми собственниками.

Решение общего собрания о проведении энергоэффективных мероприятий оформляется протоколом общего собрания, и включает информацию, в том числе, о составе энергоэффективных мероприятий, примерной стоимости реализации энергоэффективных мероприятий на 1 кв.м площади жилых и нежилых помещений.

Решение принимается по принципу добровольности.

Инициаторами проведения общего собрания собственников о проведении энергоэффективных мероприятий могут выступать:

  • местный исполнительный и распорядительный орган;
  • уполномоченное лицо по управлению общим имуществом;
  • правление товарищества собственников, организации застройщиков;
  • собственники жилых и (или) нежилых помещений, обладающие не менее чем одной четвертью голосов от их общего количества.

На основании решения о реализации энергоэффективных мероприятий заказчиком предлагается собственнику заключение договора по реализации энергоэффективных мероприятий в многоквартирном жилом доме с указанием в нем предварительного размера платы за реализацию энергоэффективных мероприятий в многоквартирном жилом доме. После разработки проектной документации и проведения тендера на выполнение строительно-монтажных работ с собственником заключается дополнительное соглашение к заключенному договору по реализации энергоэффективных мероприятий в многоквартирном жилом доме с учетом результата проведенного тендера по стоимости на 1 кв.м площади жилых и нежилых помещений.


Как производится расчет платы за услугу «Теплоснабжение (отопление)» в жилых домах, не оснащенных групповыми приборами учета расхода тепловой энергии?

В соответствии с Положением о порядке расчётов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, утверждённого постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.06.2014 № 571, при отсутствии в многоквартирном жилом доме приборов группового учета расхода тепловой энергии расчет количества тепловой энергии на отопление жилых помещений производится исходя из общей площади этих помещений и средних нормативов потребления тепловой энергии на отопление 1 кв. метра общей площади, ежегодно устанавливаемых местными исполнительными и распорядительными органами.

В случае недобора (перебора) платы с плательщиков жилищно-коммунальных услуг за услуги теплоснабжения (отопления) в течение отопительного периода в мае каждого года производится перерасчет платы по нормативам фактического потребления тепловой энергии на отопление 1 кв. метра общей площади жилых помещений, ежемесячно устанавливаемых местными исполнительными и распорядительными органами.


Может ли отдельно взятая квартира заключить (или не заключить) договор с центром на расчет по индивидуальным приборам?

В случае, если в квартире установлены распределители тепла, то не может, так как они являются средствами для определения доли потребленного тепла относительно общедомового расхода.

При установке индивидуальных приборов учета, Методикой Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь в исключительных случаях предусмотрена возможность проведения расчетов по отдельным квартирам, но для этого необходимо:

- решение общего собрания потребителей услуг отопления на проведение расчета для отдельно взятых квартир;

- заключение договора потребителем услуг отопления на проведение технического обслуживания, снятия показаний и расчета с расчетно-сервисной организацией, ответственной за достоверность показаний и правильность расчета;

- проведение анализа величин теплопотерь расчетных помещений для всего жилого дома с целью определения понижающих (повышающих) коэффициентов месторасположения отдельных расчетных помещений.


Какие квартиры относятся к безучетным и останутся ли они без перерасчета?

Согласно Методике Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь расчетное помещение считается безучетным:

  • если в нем не установлены индивидуальные приборы учета или распределители тепла;
  • если приборы учета и распределители тепла повреждены или не опломбированы;
  • при выходе из строя прибора учета, распределителя тепла или элемента питания;
  • при невозможности снятия показаний;
  • в случае двукратного непредставления потребителем услуг отопления, после получения извещения о дате снятия показаний, доступа в расчетное помещение для снятия показаний или отказа потребителя от снятия показаний;
  • в случае отказа потребителем услуг отопления от заключения договора об оказании услуг по расчету платы за отопление.

Оставлять эти квартиры без перерасчета несправедливо по отношению к тем, кто экономил, а в результате перерасчета должен будет произвести доплату. Как правило, безучетными "становятся" квартиры, понимающие что потребляют много тепла, и не желающие доплачивать за его перерасход. 

Методика Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь рекомендует производить перерасчет для указанных квартир исходя из норматива количества тепловой энергии на отопление 1 кв.метра его общей площади, утверждаемого Местными исполнительными и распорядительными органами, или другим способом по решению общего собрания потребителей услуг отопления (например - по максимальному значению распределителей в здании и т.д.)


Какие обязанности возложены на организации, оказывающие услуги по установке домофонных систем и техническому обслуживанию ЗПУ и домофонных систем? 

Письмо Министерства торговли Республики Беларусь от 08.04.2015 № 10-20/408 К: 

В соответствии с действующим законодательством Министерство торговли является республиканским органом государственного управления, уполномоченным на проведение государственной политики в области торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, защиты прав потребителей и рекламы.

В связи с участившимися случаями обращений граждан по вопросам замены домофонных систем и технического обслуживания запорно-переговорных устройств Министерством торговли и Министерством жилищно-коммунального хозяйства выработана согласованная позиция о применении жилищного законодательства и законодательства о защите прав потребителей к правоотношениям по техническому обслуживанию домофонных систем и замене запорно-переговорных устройств (далее – ЗПУ), которая сводится к следующему: 

организации, оказывающие услуги по установке домофонных систем и техническое обслуживание ЗПУ и домофонных систем, обязаны:

  • оказывать потребителям (собственникам или нанимателям жилых помещений) услуги по техническому обслуживанию ЗПУ на основании договора, заключенного с каждым собственником или нанимателем жилого помещения;
  • обеспечивать беспрепятственный доступ в жилые помещения жильцам, которые не заключили договор на техническое обслуживание ЗПУ, не начислять плату за дополнительную жилищно-коммунальную услугу по техническому обслуживанию ЗПУ таким жильцам и не включать данную плату в извещение об оплате жилищно-коммунальных услуг;
  • не допускать замены ЗПУ или иного оборудования домофонной системы без согласия собственников или нанимателей жилых помещений.

Данные выводы основываются на следующих требованиях законодательства.

Исходя из статьи 4 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» и статьи 30 Жилищного кодекса Республики Беларусь услуги по техническому обслуживанию домофонных систем и замене ЗПУ относятся к дополнительным жилищно-коммунальным услугам.

В силу абзаца 3 статьи 4 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» дополнительные жилищно-коммунальные оказываются на основании договора между исполнителем и потребителем. 

Согласно статьям 2 и 391 Гражданского кодекса Республики Беларусь понуждение граждан к заключению договоров не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законодательством или добровольно принятым обязательством.

В соответствии со статьей 7 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» потребитель вправе отказаться от получения дополнительных жилищно-коммунальных услуг.

Согласно статье 19 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» запрещается обуславливать приобретение услуги (товара, работы) обязательным приобретением иной услуги (товара, работы), ровно как и предоставлять потребителю дополнительные услуги (работы) без его согласия. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких услуг (работ), а если они уже оплачены, – потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы.

Согласно статье 10 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» потребитель имеет право на выбор исполнителя жилищно-коммунальных услуг, оказываемых на конкурентной основе. Решение о выборе исполнителя жилищно-коммунальных услуг, оказываемых на конкурентной основе, принимается группой потребителей, проживающих в многоквартирном или блокированном жилом доме (в подъезде, на этаже многоквартирного жилого дома и т.д.) простым большинством голосов потребителей и оформляется протоколом собрания потребителей или опросным листом. 

В силу статьи 172 Жилищного кодекса Республики Беларусь участник совместного домовладения пользуется общим имуществом согласно целевому назначению этого имущества, не препятствуя осуществлению прав на это имущество других участников совместного домовладения.

В соответствии со статьей 9 Закона Республики Беларусь «О совместном домовладении» собственник пользуется общим имуществом согласно его целевому назначению, не препятствуя осуществлению соответствующих прав других собственников. В случае технической необходимости собственник обязан обеспечить доступ к общему имуществу, находящемуся внутри принадлежащих ему нежилых помещений. Не подлежит отчуждению либо передаче в пользование одному или нескольким собственникам и (либо) иным лицам общее имущество, если его отчуждение либо передача в пользование делают невозможной для других собственников реализацию их прав собственности. Иное общее имущество может отчуждаться или передаваться в пользование одному или нескольким собственникам и (либо) иным лицам на основании решения, принятого единогласно всеми собственниками.

Просим довести данную информацию до сведения всех организаций, оказывающих данные услуги на территории областей (района, города), а также разместить данную информацию на официальных сайтах облисполкомов, Мингорисполкома и на сайтах эксплуатирующих организаций жилищно-коммунального хозяйства.


Обязаны ли собственники жилых помещений предоставлять доступ в квартиры работникам специализированных организаций для снятия показаний с индивидуальных приборов учета расхода воды, электроэнергии, газа?

Согласно пункту 7.7 «Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений», утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2013 № 399 собственники жилых помещений обязаны обеспечивать доступ в занимаемые ими или находящиеся в их владении и пользовании жилые и (или) нежилые помещения, а также к расположенному в них инженерному оборудованию работникам организаций для проведения осмотров, ремонтных работ (при необходимости), снятия показаний приборов индивидуального учета расхода воды, тепловой и электрической энергии, газа, а также для приостановления предоставления некоторых видов коммунальных услуг в случае их неоплаты.


За чей счет производится ремонт и поверка индивидуальных приборов учета расхода воды или тепла?

Согласно пункту 8 «Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений», утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2013 № 399 собственники жилых помещений обязаны проводить за свой счет, в том числе с привлечением специализированных организаций, ремонт установку, замену и ремонт приборов индивидуального учета расхода газа, воды, тепловой и электрической энергии (в том числе находящихся во вспомогательных помещениях.


Что защищает распределители тепловой энергии, установленные в квартирах, от искажения показаний прибора и делает их безучетными?

Все распределители тепла, как и любые измерительные приборы, должны быть опломбированы, что исключает их незаметное снятие с радиатора отопления. При считывании показаний такие приборы делают Ваши помещения безучетными.

Если распределитель тепла испарительного типа накрывать мокрой тряпкой (как уже многие попробовали), то испарение жидкости в ампулах становится более интенсивным и показания увеличиваются! Хотим добавить, что все желающие "сэкономить", обманув расчетный центр, должны понимать, что обманывают своих соседей!


Будут ли считать тепловую энергию индивидуальные приборы учета тепловой энергии, если терморегуляторы полностью закрыты?

В случае установки шаровых кранов его полное закрытие полностью перекрывает поток. Термостатические клапаны при наличии термостатического элемента при полном закрытии обеспечивают минимально необходимый проток для предохранения системы от промерзания. Так что небольшой расход счетчик может зафиксировать.


Как понять – есть ли экономия тепла в квартире, и какая ?

Сложить сумму предоплаты в течение отопительного сезона, доплату по результатам перерасчета (или отнять возврат), стоимость услуги перерасчета и сравнить с аналогичной квартирой в другом жилом доме.