Сначала напомним, что  это за услуга и как давно она появилась.
 
Каждый собственник заботится о своей квартире- делает ремонт, поддерживает работоспособность оборудования и много другое. 
Но в такой же заботе и своевременном обслуживании нуждается и общее имущество жилого дома - это стены, крыша, подъезд, подвальные помещения, внутридомовое оборудование, общедомовые приборы учёта и др.  Поэтому с возникновением совместного домовладения появляется необходимость по управлению его общим имуществом. 
 
Введение услуги по управлению общим имуществом совместного домовладения предусмотрено Положением о порядке расчётов и внесения платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, а также возмещения расходов на электроэнергию, утверждённым постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.06.2014  №571:
в апреле 2021 года данный документ дополнен главой 17 "Плата за услугу по управлению общим имуществом совместного домовладения". 
 
В документе отмечено следующее:
▫️ плата за эту услугу ежемесячно вносится плательщиками жилищно-коммунальных услуг (далее-ЖКУ), которые являются участниками совместного домовладения и исчисляется она соразмерно общей площади принадлежащих участнику совместного домовладения жилых и нежилых помещений в доме
 
Но данная услуга совсем не новая -  раньше мы также вносили плату за управление  общим имуществом, но платили за это в составе других  ЖКУ:
▫️техническое обслуживание дома и лифта
▫️санитарное содержание вспомогательных помещений жилого дома и др. 
 
Так как управление общим имуществом совместного домовладения  является важной организационной составляющей, принято решение расщепить потоки и сделать её самостоятельной услугой. 
 
Теперь напомним кто же предоставляет данную услугу
Жилищным законодательством определены три способа управления общим имуществом совместного домовладения:
▫️первый -  непосредственно участниками совместного домовладения, если в их собственности не более 10 объектов недвижимого имущества
▫️второй - создание организации собственников (товарищество собственников, организация застройщиков) 
▫️третий-управление общим имуществом уполномоченным лицом, которое назначают местные исполнительные и распорядительные органы в случае, если участники совместного домовладения не выбрали  способ управления общим имуществом. 
 
Уполномоченное лицо  назначается местным исполнительным и распорядительным органом в совместных домовладениях, участники которых не выбрали способ управления общим имуществом, в следующих целях:
▫️ управления общим имуществом совместного домовладения;
▫️организации оказания основных и дополнительных жилищно-коммунальных услуг на основании договора на управление общим имуществом совместного домовладения. Исключение - услуги водоснабжения, водоотведения (канализации), газо- и электроснабжения;
▫️ определения исполнителей по содержанию (эксплуатации) объектов внешнего благоустройства, расположенных в пределах административно-территориальных единиц;
▫️ осуществления иных функций, определенных законодательством.
 
В настоящее время уполномоченное лицо — это государственный заказчик в сфере ЖКХ. 
В городе Минске - это КУП ЖКХ районов, которые  обеспечивают в первую очередь права потребителей услуг ЖКХ  и представляют их интересы на основании договора на управление общим имуществом совместного домовладения.  
 
ВАЖНО
Если управление общим имуществом совместного домовладения осуществляется уполномоченным лицом, то участники совместного домовладения обязаны заключить договор на управление общим имуществом совместного домовладения.
 
При этом  отсутствие договора с потребителем или отказ потребителя заключить подобный договор не освобождает его от платы за фактически оказанную услугу