В первые дни после включения отопления и жители, и коммунальщики сталкиваются с общей бедой — воздушными пробками в трубах и батареях. Почему они возникают и как их устраняют, корреспонденту агентства «Минск-Новости» разъяснили в ЖКХ Ленинского района.
С 22 сентября начинают включать отопление в столичном жилфонде. Однако во многоквартирных домах это периодически омрачает одно обстоятельство: поступающий во внутридомовую систему теплоснабжения теплоноситель упирается в воздушную пробку. Как следствие, стояки и батареи прогреваются не полностью и требуется их развоздушивание.
— Воздух в том или ином количестве присутствует в системе теплоснабжения любого дома, — рассказала начальник производственного отдела ЖКХ Ленинского района Елена Дрягуева. — Он может остаться, например, из-за разгерметизации системы вследствие проводимых ремонтных работ, при заполнении контура водой, наличии очагов с признаками разрушения. Если воздух скапливается в трубопроводах, сетевая вода гонит его вперед и загоняет в стояки здания. Это нормально. Вопрос в том, чтобы своевременно ликвидировать воздушные пробки в системе.
В домах-новостройках и прошедших капитальный ремонт установлены специальные устройства, которые автоматически отводят воздух, в остальных — зачастую требуется участие человека. Хаус-мастера, не дожидаясь обращений жителей, идут в технические помещения и открывают спускники. Исключение составляют дома, в которых такую функцию выполняют краны Маевского, установленные на радиаторах в квартирах на последних этажах (на обслуживании ЖКХ района примерно четверть таких зданий). Опытные жильцы сами их приоткрывают и спускают воздух, с которым выливается и небольшое количество сетевой воды. Но мы не советуем так поступать: вмешательство в систему теплоснабжения может обернуться затоплением квартиры, включая расположенную ниже. Все должен сделать специалист. Сложности возникают, когда нет доступа в жилое помещение. Но это единичные случаи. Владельцы таких квартир, как правило, в курсе дела. Примерно четверть жилфонда района — это пятиэтажки и ниже. Обслуживающие их хаус-мастера знают и жильцов, и проблемные места.
Одна воздушная пробка может доставить массу неудобств. При ее возникновении в трубопроводе радиаторы во всех запитанных от этого стояка комнатах квартир с первого до последнего этажа оказываются заблокированными (если нет автоматического «развоздушника»). Если же пробка появляется в отопительном приборе, недостаточно прогреется только помещение квартиры, в котором он установлен. Поэтому бывает, что в квартире в одной комнате радиатор хорошо греет, а в другой — плохо.
Через два-три часа после запуска теплоносителя специалисты ЖЭУ проверяют в технических помещениях стояки отопления: если они не горячие, а слегка теплые — значит, где-то образовалась пробка. В таком случае работы по развоздушиванию выполняются незамедлительно одним из двух перечисленных способов, говорят в ЖКХ.
А вот жителям использовать такой же тактильный метод определения нагрева» батарей в квартирах не рекомендуется.
— Основной показатель — температура воздуха в квартире. Если она соответствует стандарту, причин для беспокойства нет. В то же время в ЖЭУ обязаны принять каждую заявку, связанную с теплоснабжением, и провести по ней проверку, даже если специалисту она кажется необоснованной. Рабочий день хаус-мастеров в период запуска отопления продлен до 20:00. На заявки, связанные с развоздушиванием, они должны отреагировать в течение суток, но обычно это происходит сразу или через несколько часов, — отметила Е. Дрягуева.
Пробка может снова проявиться и после развоздушивания — спустя несколько дней и даже недель с момента запуска отопления. Распространенная причина: температура наружного воздуха днем поднимается выше +8 °С и система теплоснабжения, регулируемая автоматикой, переходит в режим протапливания, а ночью температура опускается ниже нуля. Такие «качели» с минуса на большой плюс в течение суток провоцируют образование воздушных пробок.
Дата размещения - 22.09.2021